Категория:

В условиях логистического кризиса предпринимателям приходится перестраивать маршруты и менять перевозчиков. В этой ситуации не обходится без увеличения сроков и стоимости доставки, сложности расчетов из-за колебаний курсов и санкций со стороны международных банков. Товары из Европы попадают на территорию России и Беларуси, но путей ввоза становится все меньше. На первый план выходят мультимодальные перевозки, новые транзитные маршруты и укрепление связей с восточными странами.

Возможные риски перевозок при условиях санкций

Поставщики из Европы готовы работать с бизнесом из России и Беларуси, но есть нюансы:

  1. Забрать товар можно только самовывозом. Если до санкций европейские поставщики отправляли груз своими логистическими компаниями и оформляли необходимые документы для прохождения таможенного контроля, то сегодня продукция поставляется только на склад, то есть ее нужно вывозить самостоятельно.
  2. Оформление таможенной декларации на экспорт происходит через европейских агентов. Из-за поисков исполнителей и согласования документов с регулирующими госорганами стран ЕС сроки поставки товаров увеличиваются в 2–3 раза. В некоторых случаях предпринимателям приходится ждать разрешения на вывоз до 4–6 месяцев.

Если затягивание сроков можно еще называть решаемой проблемой, то уголовная ответственность за поставку санкционной продукции на территорию РФ — это уже реальные риски. С декабря 2022 года в Евросоюзе обсуждается тема уголовной ответственности за экспорт «санкционки». Поэтому предприниматель может вовсе не вывезти из ЕС уже оплаченный груз.

С какими еще неприятностями можно столкнуться:

  • Санкционные списки позволяют накладывать экспортный запрет практически на любую технику. Серьезные проблемы возникают при доставке продукции приборостроительной, машиностроительной, химической и обрабатывающей отраслей.
  • Низкий уровень квалификации со стороны продавца и его таможенного агента нередко приводят к неправильному оформлению документации. В результате продукция получает техническое описание, которое подходит под категорию «применение двойного назначения». Это значит, что товар может использоваться не по целевому назначению. В этом случае регулятор ЕС не выдает разрешение на экспорт, а если и разрешит, таможенные органы все равно не пропустят такой груз (даже если в наличии будет сертификат конечного пользователя).
  • Из-за санкций европейские производители отказывают в выдаче сертификатов на продукцию. Особенно эта проблема затрагивает ввоз комплектующих и запчастей для автомобилей. А без нужного документа невозможно пройти таможенный досмотр.

Более комфортная обстановка наблюдается для бизнеса, связанного с продажей косметических товаров, одежды, электроники. Из неприятного: рост стоимости грузоперевозок и расходов на оформление таможенного транзита.

Главные логистические маршруты при санкциях

Основным портом по-прежнему остается Владивосток. Из наземных путей, соединяющих Россию и Азию, выделяются переход в Благовещенске и Забайкальске — через эти пункты проходит доставка грузов автомобильным и грузоперевозки железнодорожным транспортом.

Самые загруженные терминалы по приему контейнерных грузов — Ворсино и Белый Раст. А из железнодорожных магистралей стоит выделить Транссибирскую и БАМ. Белорусская железнодорожная станция Колядичи также пребывает в загруженном состоянии.

Новые логистические пути 2024 года в условиях санкций

Россия активно налаживает поставки продуктов пищевой промышленности и машиностроения из Ирана. И чтобы разгрузить основные терминалы, в 2024 году планируется дальнейшая модернизация Каспийского порта. На данный момент Астрахань не может полноценно осуществлять перевалку грузов, так как не каждый причал способен принять торговый корабль и разгрузить 40-футовый контейнер.

Продукты из Индии по-прежнему поставляются через Владивосток и Находку. Однако эти порты перегружены товарами из Китая. По этой причине некоторые предприниматели выбирают маршруты, проходящие через Суэцкий канал и до Новороссийска.

Доставка груза из Китая при санкциях

В условиях санкций самым загруженным направлением стал Китай. Только в 2023 году товарооборот РФ с этой страной достиг 185 миллиардов долларов. Из Поднебесной доставляют строительную и сельскохозяйственную технику, легковые автомобили, запчасти, электронику и т. д. Груз следует из порта Шанхай во Владивосток, где контейнеры разгружаются и перевозятся ж/д или автомобильным транспортом. Эта схема доставки эффективно работает как для России, так и для Беларуси.

Хотя в российском направлении перестали работать крупные мировые контейнерные перевозчики (например, Maersk и MSC), появились новые операторы из Южной Кореи, Дубая и других восточных стран.

В среднем доставка груза из Китая до порта Владивостока составляет около двух недель. До Санкт-Петербурга груз может добираться в течение 1,5 месяцев. К этим срокам прибавляется выгрузка контейнеров и загрузка на другие виды транспорта (грузовые автомобили, поезда). Поэтому не всем подходят морские маршруты из Китая. Альтернатива — прямые железнодорожные перевозки из Китая. Например, из Шанхая в Минск товары доставляются в течение 40–50 дней.

Если нужна быстрая доставка, между Беларусью и РФ курсируют прямые авиарейсы из Китая. В этом случае грузы будут доставлены за неделю.

Даже в условиях санкций предприниматели стараются искать выгодные варианты грузоперевозок, которые не нарушали бы законодательство с обеих сторон. Чтобы оставаться уверенным на 100%, что экспортируемый товар будет привезен вовремя и без рисков, нужно обращаться к профессионалам. ООО «Аэростар» оказывает комплексные услуги международных грузоперевозок: организацию доставки, таможенное оформление, юридическую помощь, страховку. Подробности узнавайте на официальном сайте компании.