14-й по счету пакет санкций Евросоюза коротко:
транспортная сфера:
– 27 морским судам запрещен доступ в порты ЕС и предоставление услуг;
– воздушным судам в нерегулярных рейсах теперь также запрещены полеты в ЕС: посадка, взлет и пролет над территорией Евросоюза, включая случаи, когда российское физлицо, организация или орган имеют возможность отслеживания места и время взлета-посадки воздушного судна; эксплуатанты обязаны предоставлять по требованию компетентных органов государств-членов ЕС любую информацию, которую они запросят;
-расширен запрет на перевозку грузов по территории ЕС автотранспортом, в том числе и транзитом, в связи с тем, что порядка 25% их операторов принадлежат российским физическим и юридическим лицам.
энергетика:
порты ЕС закрыты для российского сжиженного природного газа, чтобы не допустить реэкспорт в третьи страны. Перевалка с судна на судно, с судна на берег, оплата данных операций – под запретом.
финансы:
запрет использования специализированного сервиса финансовых сообщений (СПФС), который разработал Центробанк, чтобы уйти от ограничительных мер, связанных с запретом использования других аналогичных систем. Также запрет на проведение транзакций с поставщиками криптоактивов, организации которых были созданы за пределами Евросоюза.
экспортно-импортный контроль:
в основном ужесточена борьба с реэкспортом, расширен список запрещенных товаров, способствующих технологическому развитию российской сферы военно-промышленного комплекса и безопасности: химикаты, в том числе марганцевые руды, соединения редкоземельных элементов, эскаваторные машины, пластмассы, мониторы, электрооборудование, ограничения на импорт гелия из России. Под санкционные меры попала 61 юридическая организация из России и Беларуси, а также из третьих стран.
Среди них: Восточная Стивидорная компания, контролирующая порты Находка, Восточный; Уральские авиалинии, группа компаний “Волга-Днепр”, специализирующаяся на перевозках тяжеловесных грузов внутренними, международными чартерными и регулярными рейсами; Белорусское оптико-механическое объединение.
ужесточение борьбы с обходом санкционных требований:
дочерние компании в третьих странах должны быть под жестким контролем материнских компаний из ЕС и не принимать участия в деятельности, противодействующей принятым санкционным механизмам. Операторам ЕС, которые продают товары двойного назначения третьим странам, необходимо внедрение механизмов проверки, оценивающих риски реэкспорта в Россию.